Композиция плакатов в двадцатом веке. От ВХУТЕМАСа до Карсона

30.11.2019 в 19:41 | 15 0 История
Композиция плакатов в двадцатом веке. От ВХУТЕМАСа до Карсона
Композиция плакатов в двадцатом веке. От ВХУТЕМАСа до Карсона

Искусство оформления печатной дизайнерской продукции (плакаты, реклама) имеет достаточно короткую историю. Самые интересные события в этой области произошли в период от 20 – х годов прошлого века до сегодняшнего дня.

Полиграфия в Российской империи

До Революции важную роль в полиграфии играли афиши и реклама, которая тогда едва появилась. В афишах того времени господствует строгая симметрия и орнаментальный шрифт. Для создания первых плакатов был изобретён новый тип шрифтов под названием «модерн». Шрифты модерна отличались длинными вытянутыми вертикальными очертаниями, узкими буквами и наличием тонких ажурных элементов. Система симметрии в старинном плакате в английском языке получила название Bilateral system. Каждый элемент афиши строился вокруг единой оси. В искусстве модерна были попытки отказаться от косности строго симметричной вёрстки, внедряя асимметричные врезки. Сегодня Bilateral system в основном используется для вёрстки приглашений на свадьбу или другой продукции в классическом строгом стиле.

Плакат Баухауза и плакат в СССР

С приходом к власти Ленина начавшаяся политизация общества потребовала появления нового искусства агитационного плаката. Плакатами занимались многие ведущие художники: Дейнека («Все рекорды будут нашими!»), Маяковский («Эй, не верь ему!»), Эль Лисицкий («Клином красным бей белых!»). Плакат во многом заимствовал элементы газетной карикатуры. Лица персонажей упрощены, их выражения доведены до гротеска. И, конечно же, на эстетику плаката повлияли новейшие достижения в искусстве. Особенно сильное влияние оказали конструктивизм и супрематизм. В этом искусстве уже нет места дореволюционной статике. В советском плакате господствуют эффектные ракурсы, динамика асимметричных композиций, где ось может проходить по диагонали или иметь вид резкого угла, проходящего через плакат и разделяющего его на две разные плоскости. Такая система вёрстки по — английски называется Axial system.

Одновременно с ней появляется эстетика плаката, в котором расходящиеся лучи несут на себе агитационные надписи. Такой приём использован в знаменитом плакате «Книги!», для которого позировала главная модель революционной эпохи Лиля Брик.

Параллельно с плакатом в СССР некоторые коммунистические деятели искусства развивали идеи конструктивизма на немецкой почве в школе дизайна Баухауз. Нередко на их плакатах можно обнаружить такие же супрематические геометрические фигуры и такие же абстракции, созданные методом фотографии (редкое и утерянное сегодня искусство, для создания таких абстракций на плёнку клали предметы и освещали её).

Швейцарский панк, типографика во время и после Войны

С приходом к власти Сталина в СССР главный художественный институт эпохи Русского авангарда ВХУТЕМАС был снова преобразован в Строгановское училище, школу для «чистых художников», больше не выпускавшую передовых советских дизайнеров. Художники авангарда бежали от преследований в Европу, а оттуда с началом войны – в США. Параллельно с этим процессом шла эмиграция из Нацистской Германии, откуда бежали дизайнеры Баухауза. Нейтральная Швейцария была перевалочным пунктом, и это способствовало тому, что в Швейцарии собрались самые талантливые люди Европы. Лучшим детищем швейцарских дизайнеров того времени был швейцарский стиль в типографике. Строгий, холодный, с использованием знаменитого шрифта Helvetica, он завоевал настолько прочные позиции в мировом дизайне, что стал основой для всех последующих творческих исканий. Однако после войны в той же Швейцарии произошло открытие, сильно изменившее современную полиграфию. Дизайнеры Вольфганг Вайнгард и Эмиль Рудер разработали систему вёрстки, называемую сегодня типографикой Новой волны или Швейцарским панком. Последнее название он получил за бунтарские настроения его основателей. При таком типе вёрстки маленькие и большие надписи располагались слоями друг над другом, подобно пластам горной породы. Фактически эта система была первой оппозицией международному швейцарскому стилю.

Хаос 90- х. Типографика от Петера Карсона

К концу века оформление даже самых привычных печатных изделий было переосмыслено. Петер Карсон, молодой дизайнер, выпустил странную книгу под девизом «если читатель не может прочитать книгу – это его личное дело». Строчки в этой книге были сдвинуты и перекрывали друг друга, композиция создавалась совершенно случайно. Так родилась система Random System. Сегодня этот способ вёрстки приобрел широкую популярность в изготовлении дизайнерских футболок с надписями. Однако Random System, как и швейцарский панк не отменяет построение газет и журналов по сетке, принятое с давних времён начала двадцатого века и такая вёрстка может быть использована лишь в декоративных целях.

Типографика постмодернизма

Начало двадцать первого века не принесло значимых открытий в истории дизайна и искусства. Пожалуй, единственным новшеством была новая система вёрстки, заимствованная из индустрии цифровых технологий. Мобильные телефоны уже пользовались большой популярностью, и главный принцип был взят у их клавиатуры. Текст располагался внутри блоков определённой формы, скомпонованных в пространстве, подобно надписям на клавишах телефона.

Полиграфия прошла долгий путь от примитивных технологий фотомонтажа начала века до современной вёрстки в фотошопе, от строгой симметрии века девятнадцатого до смелых и радикальных решений века двадцатого. Сегодня советские плакаты – уже классика и как знать, что станет классикой дизайна в недалёком будущем?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *