В 17-18 века в России больший процент населения был безграмотным, поэтому преобладали в большей мере устные варианты рекламы. Во время правления Петра I его соратник и приближенный служащий начал организацию церковных школ. Но это нововведение так и не приобрело должного развития до времени правления Екатерины.
Петр I издал указ о распространении печатных летучих листовок, которые должны были раздаваться по трактирам и кабакам. Среди таких листовок можно было найти и афиши, которые информировали о предстоящих мероприятиях. Также в листовках содержалась информация о царских указаниях, манифестах, исторических сведениях и так далее.
Практически сразу же после появления листовок, начали существование печатные газеты России. Изначально существовала рукописная газета «Куранты». В ней находились самые важные политические известия, которые были собраны по всему миру и переведены на русский язык. Имеющая информация доставлялась в Посольство и там тщательно обрабатывалась и анализировалась. Газета писалась всего в двух экземплярах. Она выдавалась только членам правления для ознакомления с ситуацией в мировой политике.
И только с 1702 года по указу Петра I начала печататься газета «Ведомости», первый тираж которой насчитывает несколько десятков изданий. Но, как вы понимаете, первые газеты были настолько «сырыми» с точки зрения тиражирования, формата, оформления, что они не долго просуществовали в таком виде. В 1711 году газеты переходят от церковно-славянской письменности на гражданскую. Петр I посчитал, что так газеты будут понятны более широкому кругу людей.
Нельзя сказать, что в таких газетах была ярко выраженная реклама. Газета носила больше правительственный характер, но с ходом истории в ней все же появились небольшие ссылки на рекламу. Например, стали появляться объявления о просьбе посетить новый курорт и попробовать минеральную воду. Для большей убедительности в объявлении давалась информация о том, что высокопоставленные личности уже посетили курортную зону и остались вполне довольны.
В «Ведомостях» можно было увидеть информацию и о том, какие книги популярны в то время. Именно этот период является началом библиографической рекламы в русской истории, позднее он стал называться каталогом.
avenue17
Москва не сразу строилась.